РАЗДЕЛ 2 ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК

Тема 5. Основы теории риска

1. Понятия: риск, безопасность и устойчивость систем; авария; катастрофа



XX век принес не только новые угрозы и риски человечеству [11], но и позволил наметить общие пути противостояния глобальным угрозам.

Главным из них является идея устойчивого развития - равенство между народами. Другой путь - стратегическое управление рисками, что связано с невозможностью отказа от многих опасных технологий.

Анализ многих аварий и катастроф показывает, что их источником яв-ляются не стихия или техника, а человек, то есть значительная часть опасности и рисков - внутри человека. Создаваемая сейчас теория безопасности и риска - это обобщенный междисциплинарный подход, способный сыграть важную роль в разработке алгоритмов развития цивилизации.

Безопасность и устойчивость развития общества - два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение при выборе ориентиров и путей достижения высокого материального и духовного уровней жизни людей.

В общем случае под безопасностью, включающей техногенные, природные и экологические аспекты, обычно понимается состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерно вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов [12]. При этом имеется в виду, что обеспечиваются условия, при которых исключается превышение научно обоснованных допустимых уровней физических полей, концентраций вредных веществ и дозовых нагрузок.

Уровень безопасности, соответствующий тому или иному состоянию общества, его научно-техническим и экономическим возможностям, имеет стохастическую природу и определяется рядом случайных явлений. В общем случае он характеризуется: В соответствии с современными взглядами риск - это вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся формированием и действием вредных факторов, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других видов ущербов. Общая (34) и упрощенная (35) формулы расчета риска могут быть представлены в следующем виде:

где R - уровень риска, т. е. вероятность нанесения определенного ущерба человеку и окружающей среде;
R1 - вероятность возникновения события или явления, обусловливающего формирование и действие вредных факторов;
R2 - вероятность формирования определенных уровней физических полей, ударных нагрузок, полей концентрации вредных веществ в различных средах и их дозовых нагрузок, воздействующих на людей и другие объекты биосферы;
R3 - вероятность того, что указанные уровни полей и нагрузок приведут к определенному ущербу.



Количественная мера риска может выражаться не только вероятностной величиной. Иногда риск интерпретируют как ущерб, возникающий при авариях, катастрофах и опасных природных явлениях.

Определение уровня риска как вероятностной категории является более удобным и приемлемым при решении широкого круга задач научного и практического характера, в особенности задач, касающихся общей оценки уровня безопасности.

При определении величины ущерба представляется целесообразным принимать во внимание все возможные виды опасных происшествий, аварий и катастроф для данного объекта и оценку риска производить по сумме произведений вероятностей указанных событий на соответствующие ущербы. В этом случае справедлива следующая зависимость:


где R - уровень риска, выраженный через ущерб; Последняя интерпретация риска находит практическое применение.

Указанные показатели ущерба рассчитываются для каждого сценария опасных происшествий, аварий, катастроф вместе с ожидаемой частотой реализации сценария. Полученные в расчетах данные используются для определения рисков.

2. Основные источники аварий и катастроф

К основным источникам аварий и катастроф относятся следующие поражающие факторы [13].
Поражающий факторВычисляемые параметры поражающего фактора
Ударная волна (УВ)Избыточное давление УВ, импульс УВ
Тепловое излучение Тепловой поток
Токсические нагрузкиLC50
Разлет осколков и обломков оборудованияИмпульс осколка

3. Классификация аварий и катастроф


Рассмотрим классификацию аварий и катастроф по следующим признакам:
Наиболее тяжелые аварийные ситуации возникают на уникальных объектах - единичных и мелкосерийных; далее идут средне и крупносерийные.

В связи с этим интегральные экономические риски (произведение единичных рисков на число объектов) оказываются сопоставимыми для глобальных и объектовых катастроф. Риски от катастроф глобального и объектового масштаба отличаются на 4-6 порядков, а интегральные ущербы на 1-3 порядка.

Ниже приведены национальные и международные нормы проектирования, изготовления и эксплуатации по безопасному функционированию потенциально опасных систем [14].
Вероятности крупных аварий (1 год)


Глобальные катастрофы, как правило, не прогнозируются. Повышение уровня защищенности объектов от аварий и катастроф на один порядок требует увеличения стоимости проекта на 10-20 %. Применительно к авиатранспортной системе к расследуемым событиям относятся: Возможные ущербы при катастрофе:Возможные ущербы при аварии: разрушение или повреждение ВС, исключающее техническую возможность или экономическую целесообразность его ремонта, его эвакуации с места аварийной посадки. К факторам, способствующим развитию аварий и катастроф в гражданской авиации, следует отнести:
Hosted by uCoz