Тема 7. Управление риском
1. Методологические основы управления риском
Управление риском - разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различного вида риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только достижим с учетом экономических и социальных факторов.
Управление безопасностью и риском имеет своей целью установление, поддержание и восстановление научно обоснованного приемлемого уровня безопасности и риска при техногенных воздействиях, включая аварийные ситуации (при условии оптимального и максимально эффективного использования ресурсов общества и сохранения достигнутого уровня жизни). При этом принимается во внимание возможное ужесточение требований к анализу, оценке и приемлемым уровням техногенного риска по мере социально-экономического развития общества и увеличения объема материального производства.
Управление безопасностью и риском в Российской Федерации целесообразно строить на основе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) с опорой на информационную базу государственного комплексного мониторинга и контроля, организуемого на территории Федерации и опасных в техногенном отношении объектах.
Принципы и структура процесса управления должны основываться на теории и практике управления социально-экономическими системами в условиях чрезвычайных ситуаций.
Процесс управления безопасностью и риском включает три последовательных этапа:
- анализ безопасности и риска, предусматривающий идентифика-цию и исследование источников опасности, моделирование процессов возможного воздействия, оценку возможного ущерба и уровней риска;
- оценка риска, состоящая в сравнении расчетных или фактических уровней риска с научно обоснованными социально осознанными, назы-ваемыми приемлемыми уровнями риска;
- выработка и принятие нормативно-правовых актов и управленче-ских решений по мерам, обеспечивающим снижение возможной опасно-сти, установление, поддержание и восстановление приемлемого уровня безопасности и риска человека и объектов окружающей среды.
Система управления безопасностью и риском, включая ее федеральный, региональный и местный уровни, рассматривается как сложная иерархическая структура. Управление безопасностью и риском на федеральном и региональном уровне должно быть направлено главным образом на решение перспективных, долгосрочных задач, формирование целевых установок и стратегий управления риском, а также необходимой законодательной и нормативно-правовой базы в интересах обеспечения высокого уровня жизни человека. Под стратегиями управления риском понимаются главные направления усилий по достижению приемлемого уровня безопасности во всех ее аспектах, подчиненные идее обеспечения высокого уровня жизни человека. Реализация стратегий управления риском должна основываться на современных информационных технологиях.
Схема формирования информационной технологии процесса управления безопасностью и риском при техногенных воздействиях приведена на рис. 17.
Анализ отечественного и зарубежного опыта в области разработки и применения экономических регуляторов для предупреждения и снижения уровня природной и техногенной опасности показывает, что существуют различные экономические механизмы управления безопасностью и риском. К числу этих механизмов могут быть отнесены:
- механизмы экономической ответственности;
- фондовые механизмы и механизмы бюджетного финансирования;
- механизмы резервирования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;
- механизмы стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение и кредитование);
- механизмы перераспределения риска и страхование;
- применение штрафных санкций.
Указанные экономические механизмы регулирования могут применяться на всех уровнях управления безопасностью и риском. При анализе конкретных экономических механизмов обычно рассматриваются органы управления, ответственные за данный механизм регулирования, и объекты, несущие потенциальную угрозу техногенного воздействия.
Оценка эффективности экономических механизмов может быть проведена по величине остаточной прибыли после введения соответствующих экономических рычагов с учетом трех этапов функционирования системы обеспечения безопасности и риска:
- сбор и обработка информации, необходимой для определения параметров, экономических механизмов;
- выбор (изменение) экономических механизмов;
- функционирование в условиях действия выбранных (измененных) экономических механизмов.
2. Снижение опасности риска
Рассмотрим основные этапы процесса снижения опасности риска [12].
Идентификация. Сущность этого этапа - подготовка исходных дан-ных на объект и территорию:
- выявление и количественное описание опасностей (запасов энергии и опасных веществ на объекте, условий их разрушительного высвобождения);
- подготовка модели объекта и территорий для построения множества возможных сценариев;
- создание компьютерной модели, под которой понимается база данных об объекте, хранящая необходимую информацию для последующего расчета сценариев. К таким данным следует отнести состав поискового и спасательного оборудования, содержание опасного вещества на борту ВС, технические характеристики объекта, надежностные характеристики, ресурсные характеристики, сроки ремонта, рыночная стоимость, информация об окружающей среде;
- заполнение базы данных (выполняется на основе документирования). Кроме того, в базу данных вносят данные о персонале, правила действий персонала в случае возникновения происшествия;
- создание в компьютере процедуры проверки, например, создание трехмерного объекта для визуального контроля.
Вычисления. В процессе расчета:
- компьютерная программа перебирает все элементы объекта, опасные вещества;
- для каждого элемента моделируются возможно инициирующие события, частоты которых определяются на основе статистических данных об отказах объекта, отклонениях от технологичных режимов, ошибок персонала, внешних событий;
- из каждого инсценированного события моделируется набор сценариев развития аварий (дерево событий) с вычислением частоты реализации каждого сценария.
Ниже приведен набор рассчитываемых поражающих факторов:
- для каждого элемента объекта сравнивается значение поражающего элемента с критерием поражения данного элемента. В итоге определяется событие - элемент не выдержал аварийных нагрузок, и эскалация аварии возможна на данном элементе;
- после этого для данного элемента моделируется дальнейшее развитие аварии;
- расчет сценария заканчивается, когда выясняется, что поражающие факторы не смогли вовлечь в аварию еще какой-либо элемент, либо вероятность (частота) реализации сценария становится ниже пороговой величины;
- при расчете дерева события используются библиотеки моделей механики жидкости и газов, механики разрушений, физики горения и взрыва, токсического воздействия. Кроме того, при моделировании сценария развития аварии учитываются правила действий персонала при ЧС, перемещения, действия по локализации аварии, определение пути эвакуации;
- отдельно отмечаются случаи, когда при развитии аварии выполнение каких-либо правил оказывается невозможным. В качестве параметра, влияющего на ущерб, также учитывается гибель людей при оказании персоналом экстренной медицинской помощи.
Анализ результатов расчета. Результатом расчетов является файл с набором сценариев, содержащий следующую информацию: номер сценария, вероятность реализации, ожидаемые риски, параметры развития сценария, вовлеченные элементы объекта, используемые модели, нарушенные правила действий персонала.
На основе этих данных определяются:
- ожидаемые риски объекта;
- в явном виде сценарий с наибольшим ущербом;
- основные составляющие риска;
- диаграммы частот возникновения экономического ущерба от аварий, частот гибели людей;
- карты риска;
- слабые места объекта.
В результате расчета определяется уровень безопасности объекта, устанавливается приемлемый риск для существующих критериев национального законодательства, признанной международной практики, стандартов компании и (или) территориальных особенностей.
На основании результатов анализов риска предлагается программа мероприятий по предупреждению техногенных аварий и действиям по ликвидации их последствий. Каждое мероприятие вводится в компьютерную модель объекта и процедура количественной оценки проводится вновь для того, чтобы оценить степень снижения риска от внедрения предупредительного мероприятия. Знание стоимостей внедрения мероприятий позволяет разрабатывать и обосновывать программу наиболее эффективных мероприятий по повышению защищенности объекта от техногенных аварий на основе анализа "затраты-выгоды".
3. Оценка эффективности управления риском
Все мероприятия, направленные на снижение риска, делятся на 2 категории:
- мероприятия, проводимые после возникновения риска (нанесения ущерба);
- мероприятия, проводимые заблаговременно.
В целях минимизации риска (ущерба) следует отдавать предпочтение второй группе мероприятий, позволяющих наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы для снижения степени риска поражения людей и нанесения материального ущерба.
Таким образом, без оценки эффективности того или иного мероприятия по снижению степени риска рекомендации по проведению этого мероприятия следует считать необоснованными.
В рамках методики оценки эффективности программных мероприятий определяются два показателя [15]:
- срок окупаемости;
- предотвращенный материальный ущерб.
Срок окупаемости программных мероприятий отсчитывается от момента окончания ее финансирования и соответствует моменту времени Т, при котором величина предотвращенного экономического ущерба в стоимостном выражении равна объему финансирования программных мероприятий.
Таким образом, задача определения срока окупаемости (Ток) в математическом плане формулируется следующим образом: требуется найти такое Т1, при котором справедливо равенство
где
Сф - объем финансирования мероприятий;
ПУ - накопленный предотвращенный экономический ущерб от начала реализации программных мероприятий до начала срока окупаемости Ток.
Предотвращенный материальный ущерб накапливается как в процессе реализации мероприятий, так и после их завершения.
Величина накопленного предотвращенного экономического ущерба до срока окупаемости определяется как
где Cущ - среднегодовой совокупный экономический ущерб.
Величина предотвращенного экономического ущерба определяется как
где
Уm - накопленный за m лет экономический ущерб;
Кп - коэффициент, характеризующий максимально возможную долю предотвращения материального ущерба, которая может быть достигнута в результате выполнения программных мероприятий (Кп от 0,2 до 0,4);
Ток - срок окупаемости в годах.
Из уравнений (38) и (39) следует
Отсюда
На практике принято считать:
- краткосрочный срок окупаемости - от 1 до 3 лет;
- среднесрочный срок окупаемости - от 3 до 5 лет;
- долгосрочный срок окупаемости - от 5 и выше.